"Ақмола облысы білім басқармасының Бұланды ауданы бойынша білім бөлімінің Макинск қаласының мектеп-гимназиясы" коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение«Школа-гимназия города  Макинск отдела образования по Буландынскому району управления образования Акмолинской области»

Біз әлеуметтік желілерде:

 

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

16.11.2017

Цель урока: провести работу над обобщением и закреплением раздела «Что за прелесть эти сказки». 

Урок рассчитан на решение следующих задач:

  • обобщить знания учащихся о сказках
  • закрепить полученные знания о народных и литературных сказках.
  • развивать и обогащать речь учащихся, воспитывать творческие способности, прививать любовь к чтению.

Оборудование: плакат с изображением музея, схемы к сказкам, таблички с названием залов музея, сердечки из цветной бумаги (по количеству учащихся), иллюстрации к сказкам, тесты, выставка книг, кроссворд.

К уроку подобраны задания разного вида с целью переключения внимания учащихся и снижения их утомляемости.

Тип урока: урок обобщения знаний.

Вид урока: урок - путешествие.

Средства обучения:

·         схемы, листочки с заданиями.

Формы обучения:

·         групповая (коллективно – творческая). Позиция педагог – организатор.

·         индивидуальная (работа с тестами)

·         общеклассные (работа всего класса).

Методы обучения:

·         словесные (беседа)

·         наглядные (иллюстрации, схемы, выставка книг)

·         практические (задания)

·         использование элементов современных арт – технологий (инсценирование сказки).

 

 

Ход урока.

I.                   Организационный момент.

Мы сегодня свами, дети,

Проведем такой урок;

Поработаем по группам

Уложиться должны в срок.

Уменья, навыки и знанья

Показать вы всем должны,

Результаты всех ответов

Очень для меня важны.

II.                Психологический настрой.

Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Прежде чем начать наш урок давайте зарядимся положительной энергией.

1.      Посмотрим друг на друга

2.      Улыбнемся друг другу

3.      Коснёмся ладошками друг друга, передадим эту энергию присутствующим гостям. Повернемся и улыбнемся им, передавая заряд положительной энергии.

III.             Девиз урока.

1 ученик: «Будем правильно читать».

2 ученик: «На вопросы отвечать».

3 ученик: «С увлечением работать».

4 ученик: «И друг другу помогать».

IV.             Постановка цели.

- Мы сегодня совершим путешествие в музей. А в какой музей, и с какой целью вы сейчас узнаете. Разгадайте кроссворд (Приложение 2).

Вопросы к кроссворду «Мозговой штурм»:

1.      Как старуха обзывала своего мужа, отпустившего золотую рыбку? (Простофиля).

2.      Узнайте сказку по строчкам: «Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить» («Снегурочка»).

3.      Кто купил сон у купца за одну монету, назовите имя этого героя. (Сарсенбай).

4.      Что за предмет на вопросы царицы: «Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее». (Зеркало).

5.      «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел». Из какой сказки эти строчки? («Колобок»).

6.      Как называется прием сильного преувеличения свойств  изображаемого предмета, действия, явления? (Гипербола).

- Прочитайте слово по горизонтали. Какое слово получилось? (Сказки).

Мы отправляемся в «Музей сказок». С целью обобщить знания о сказках. Нас встречает хранительница музея «Золотая рыбка» она будет нашим гидом. А еще она исполняет желания, и у вас, ребята, есть возможность загадать его.

Табличка с названием зала музея «Народные сказки» - 1 зал музея.

Вопросы учителя:

1.      Какие сказки называются «Народными»? (Произведения, созданные народом, передаваемые из уст в уста).

2.      На какие три вида делятся сказки? (Бытовые, волшебные, о животных).

Работа в группах.

- Рыбка приготовила вам задания

Задание для 1 группы:

-Вспомнить и назвать сказки о животных.

Задания для 2 группы:

- Вспомнить и назвать волшебные сказки.

Задание для 3 группы:

- Вспомнить и назвать бытовые сказки.

Работа по схемам Приложение 3. По схеме воспроизвести содержание сказки

1 группа схема к сказке «Колобок»

2 группа схема к сказке «Курочка ряба»

3 группа схема к сказке «Теремок».

Переходим в следующий зал «Литературная сказка».

Вопрос учителя:

- Какие сказки называются литературными (Литературная сказка – это художественное произведение, созданное автором на основе народных сказок).

- Золотая рыбка приготовила вам следующее задание. Узнайте сказку по отрывкам, назовите автора, идею сказки:

1 группа.  «Вот неделя, другая проходит. Еще пуще старуха вздурилась. Опять к рыбке старика посылает: «Воротись, поклонись  рыбке: не хочу быть столбовою дворянкой, а хочу быть вольною царицей» (А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Идея: не быть жадной, скупой, грубой, не благодарной как старуха).

2 группа. «В садике цвело множество пышных, гордых цветов, и чем меньше они благоухали, тем больше важничали. Пионы так и раздували щеки – им все хотелось стать побольше роз; да разве в величине дело?» (Х. К. Андерсен «Ромашка». Идея: не быть жестокими, гордыми, завистливыми. Беречь и любить птиц, животных и растения.)

3 группа. «Когда сестра увидела слезы на глазах жеребенка, она догадалась, что с  братом случилась беда. Быстро села на тулпара и отправилась на поиски брата» (Ыбрай Алтынсарин «Золотой Чуб». Идея: быть справедливыми, честными. Помогать родным, близким в беде).

V.                Физминутка.

Мир, мир, мир везде,

Мир в тебе и мир во мне.

Свет, свет, свет везде

Свет в тебе и свет во мне.

Добро, добро, добро везде

Добро в тебе добро во мне.

VI.             III Зал «Картинная галерея»

- В нашем зале висят иллюстрации к сказкам. Как называется в литературе описание лица, фигуры, одежды, жестов героя? (портрет).

- Что отражается в портрете? (Характер и внутренний мир героя, авторская оценка).

- Золотая рыбка вам приготовила тест. Я даю портретную характеристику герою, описываю его внутренние качества. Вы должны определить, к какому герою относится этот портрет  

Правильные ответы: 1 – Б, 2 – В, 3 – А, 4 – А, 5 – В.

IV – зал «Актерское мастерство».

- Ребята приготовили сказку «Репка» на новый лад (Приложение 4. «Сценарий сказки»).

- Какая пословица подходит к этой сказке? Какую из них можно соотнести с идеей сказки?

1. Где труд, там и счастье.

2. Человек без друзей, что дерево без корней.

3. Один в поле не воин.

4. Родину – мать, умей защищать.

Рефлексия.

Составляем сингвейн по нашим сказкам (пятистишье).

- Назовите тему нашего урока (сказки).

Наше первое предложение в пятистишье – сказки.

- Надо придумать два слова прилагательных к этому слову (дети отвечают: интересные, добрые, волшебные ит. д.).

- Придумайте три глагола, что мы делаем со сказками? (читаем, любим, смотрим, пересказываем).

- Выразите четырьмя словами свое отношение к сказкам (отвечают: «Мы очень любим сказки»).

- Подберите одно близкое слово к слову сказка, что оно вам напоминает, с чем ассоциируется (добро, волшебство, любовь).

Вывод:

- Да, сказки это добро, которое всегда побеждает зло. Сказки учат нас быть дружными, справедливыми, не бросать близких в беде.

Сейчас я хочу каждому из вас подарить сердечко, которое символизирует добро, справедливость, любовь. В начале урока я вам говорила о том, что Золотая рыбка исполняет желания. Напишите свое желание одним словом, и верьте, что чудеса сбываются.

 

Прочтение стихотворения наизусть учащимся:

Недаром дети любят сказку.

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожиданье

Благополучного конца.

- Спасибо за урок.

 

 

Приложение 2. Кроссворд.

                                             

  Приложение 3. Схемы к сказкам.

Просмотров: 417


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст