Одна из основных причин неуспеваемости по математике – это слабый интерес к предмету. Некоторые считают математику сухой, скучной наукой. И поэтому не менее важным занятием, чем передача знаний, является увлечение ученика вопросами математики. Для правильного обучения нужно воспитывать у них творческие способности и при этом всячески избегать насилия над природными склонностями, развивать в них самостоятельность мышления, необходимую для восприятия окружающего мира.
Математика является одной из наиболее подходящих областей для воспитания творческого мышления, так как здесь проявляется необходимость и возможность воспитания самостоятельного мышления. Известно, что интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется тремя обязательными моментами: – положительной эмоцией по отношению к деятельности; – наличием познавательной стороны этой эмоции, т. е. радостью познания; – наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятель – ности.
Таким образом для пробуждения и развития интереса необходимо пользоваться следующими приёмами: 1.Метод поисково – дискуссионный. Это метод который побуждает к рассуждению, возбуждает познавательные интересы. Интерес возбуждается столкновением противоположных мнений. Всё это приводит к возникновению новых вопросов и к стремлению их разрешить. Перед классом возникает общая задача – найти правильное решение. 2.Метод проблемного – изложения. При таком методе, излагая новый материал необходимо строить свой рассказ в виде проблемного изложения. Учащиеся всё время должны соотносить то новое, что узнают с собственным опытом. Вопросы, которые возникают в ходе изложения, побуждают учащихся не ждать готовых ответов, а искать их самостоятельно. Поиск рождает живейший интерес. Вовлекая т.о. учащихся в поиск они учатся размышлять, делать выводы из фактов, т.е. у учащихся воспитывается познавательная активность, что является одним из важнейших условий познавательного интереса. Итак, основная роль в воспитании интереса принадлежит способу организации деятельности учащихся. В зависимости от того, как организована познавательная деятельность, решается судьба интереса. Т. о. наиболее благоприятные для пробуждения интереса условия возникают тогда, когда учитель не преподносит, не излагает материал в готовом виде, а организует самостоятельную деятельность учащихся. Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности - игра, всё необычное, неожиданное, что вызывает интерес. Чувство удивления помогает усвоить любой учебный материал. Игра ставит ученика в условия поиска, побуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. Чтобы познавательный интерес постоянно подкреплялся, получал импульсы для развития, надо использовать средства, вызывающие у ученика ощущение сознания собственного роста. Этому способствует следующая работа: составь план ответа, задай вопрос товарищу, проанализируй ответ и оцени его, обобщи сказанное, поищи иной способ решения задачи. Следует отметить, что для всех уроков вызывающих интерес, общим с психологической точки зрения являются следующие моменты: 1. возникновение противоречия между известными прежде закономерностями и сообщаемыми новыми фактами; 2. вживание в поставленную задачу или вопрос, или рождение своего вопроса; 3. пробуждение потребности и желания его решить, понять противоречивые факты с точки зрения изучаемых закономерностей. Регулярное использование на уроках специальных задач и заданий направленных на развитие познавательного интереса расширяет математи – ческий кругозор, способствует математическому мышлению. Всё это способствует сделать содержание предмета математики богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности разнообразны - ми, творческими, продуктивными.