Цели урока:
1.Обучение работе с пером. Обучение приёму наклеивания перьев на бумажную основу. Формирование умения работать по инструкции.
2.Развивать творческое воображения, фантазию, образное мышление.
3.Воспитывать аккуратность, культуру труда, чувства доброго отношения к птицам.
Создание учебной мотивации, положительного отношения к природе
Материалы, инструменты, оборудование урока:
Презентация, таблица «Организация рабочего места», клей, кисточка, ножницы, шаблоны птиц, перья птиц, салфетка.
Ход урока
1.Орг. момент. Психологический настрой. Сообщение темы и цели урока.
Добрый день, дорогие ребята. Сегодня мы проводим урок технологии в форме игры.
- На уроке вы будете не просто учениками, а членами двух команд.
- Тему нашего урока - игры, вы должны отгадать по этим звукам. (Звучат голоса птиц).
- Как вы думаете, кому принадлежат эти звуки? (Птицам)
- Да, действительно, вы услышали звонкие голоса птиц.
- Сегодня на уроке вы расскажите, что вы знаете о птицах, как вы помогаете пернатым друзьям, научитесь выполнять аппликацию из перьев, покажите своё умение работать быстро и аккуратно.
Ждут вас конкурсы, задачи,
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час!
2. Актуализация опорных знаний учащихся.
- Игра будет проводиться в несколько раундов, в каждом из которых свои конкурсы.
Итак, внимание, 1 раунд.
- Проверьте организацию своего рабочего места.
(Дети сверяют по таблице «Организация рабочего места»)
Все необходимые материалы и инструменты располагай в определённом месте.
Всё, чем работаешь правой рукой, располагай справа, чем работаешь левой, – слева. После окончания работы положи инструмент (приспособление, материал на место.)
- В ходе проверки мы увидели, что обе команды к работе готовы.
1-й конкурс «Представление команд «Кто мы?»
(Каждая команда должна придумать себе название, девиз и нарисовать эмблему заранее)Капитаны представляют свои команды.
- Слово капитану 1 команды, узнаем кто же они?
- Мы – величавые и грациозные птицы. Люди издавна почитали нас как символ чистоты и благородства. Летаем мы со скоростью 60 – 80 км/ ч . Всегда живём парами. К сожалению, мы не поём, а шипим, трубим, а когда ухаживаем за птенцами, лаем по собачьи. Раньше нас было много, на нас охотились из – за мяса, перьев, пуха. Но теперь нас осталось мало, находимся под охраной. Оперенье у нас белое, бывает и чёрное Основной наш корм – сочные травы прибрежных лугов, водоросли, мелкая рыбёшка. Во время сна выгибаем шею к хвосту и прячем клюв под крыло. - Кто догадался, о каких птицах рассказал капитан 1 команды? (Лебеди) - Наш девиз: « Дружбой крепкой дорожить, и друзей своих любить!»
- Слово капитану 2 команды.
- Мы крупнее воробья, доверчивые, общительные птицы. Прилетаем зимой, обычно держимся небольшими стайками. Клюв у нас короткий, толстый. Оперенье у нас яркое: красное на груди, голубовато – серая спинка, на голове чёрненькая шапочка. Питаемся мы почками и семенами деревьев, очень любим ягоды рябины. Селимся мы среди смешанных пород деревьев с богатыми зарослями кустарников, в горах и хвойных лесах.
- Кто догадался, о каких птицах рассказал капитан 2 команды? (Снегири) - Наш девиз: «Звонко, весело всем петь, никогда не болеть, оперением сверкать, наслажденье доставлять!»
2 конкурс. «Разминка»
Мы должны проверить, знаете ли вы инструменты и бытовую технику, разгадайте кроссворд (Приложение 1).
- Какое слово получилось в кроссворде у 1 команды?
- Какое слово получилось в кроссворде у 2 команды? Соедините эти два слова и прочитайте,
какое получилось предложение? (Люби труд!)
-Как выдумаете, каким из предложенных в кроссворде инструментом, вы будете сегодня работать? (Ножницами)
Повторим правила работы с ножницами.
Не держи ножницы концами вверх.
Не оставляй ножницы в открытом виде.
Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами в сторону товарища.
При работе следи за пальцами левой руки.
3. Работа над темой урока
«Работа с образцом, беседа о птицах»
Птицы это песнь и полёт. Это голоса наших лесов и полей, гор и пустынь.
Птицы – это дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.
Птицы – дети радуги. Перо их переливается всеми мыслимыми и немыслимыми цветами. Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят нам на крыльях весну. Птицы – наши верные помощники, защитники наших полей и огородов, садов и лесов от вредных насекомых, грызунов.
Птицы – это тайна и красота. Птицы – друзья нашего детства. О птицах сложены стихи и песни, легенды и сказки. Вот, что такое птицы!
Учитель. «В мире интересного»
На Земле насчитывается 8 500 разных видов птиц. Из них у нас живёт 770. Их около 100 миллиардов. Птицы взяты под охрану и защиту закона. Запрещена ловля и стрельба всех мелких птиц. Особо редкие птицы занесены в Красную книгу. Организованы специальные птичьи заповедники и заказники.
Самая большая птица в мире - африканский страус, рост 2,5 м, вес – 90 кг. Из наших птиц самые тяжёлые лебеди и дрофа – 12 – 16 кг веса.
Самая маленькая наша птичка - королёк. Она весит 6 граммов.
Самые быстрые птицы – соколы и стрижи. Сокол пикирует на добычу со скоростью 300 км/час.Ключехвостый стриж летает со скоростью 170 км/час.
Тише всех летают воробьиные птицы – 30 км/час.
Летают под водой, загребая крыльями: пингвины, гаги, кайры.
Птицы не умеющие летать – это страусы, пингвины, киви.
Самые большие яйца у страусов, а маленькие – у колибри, меньше 1 грамма.
Ворон живёт 70 лет. Мелкие птички живут 4 – 10 лет. Вороны, ястребы, соколы – 20 – 30 лет. Орлы, лебеди, филины – 50 – 60 лет.
Птицы – предсказатели.
Воробьи перед морозом утепляют гнёзда. Ласточки перед ненастьем летают низко над землёй, а в хорошую погоду – высоко в небе. Птицы даже предсказывают землетрясение. Перед толчком беспокоятся, кричат, мечутся.
Уборщиками и санитарами называют птиц, которые подбирают отбросы, поедают погибших раненых птиц и животных. Коршуны, грифы, стервятники только этим и занимаются.
- Какая у нас самая маленькая птица? (Королёк)
- Как по клюву узнать, чем питаются птицы?
- Какие птицы ночуют, зарывшись, в снег? (Тетерев, куропатки, рябчики).
-Почему многие птицы зимой перебираются ближе к жилью человека? (Больше корма рядом с жильём человека)
- Какая певчая птица добывает себе корм под водой, ныряет прямо под лёд? (Водяной воробей, овсянка)
- Сколько надо взять «А», чтобы получить птицу? (Сорока)
- Как по форме крыльев, узнать, где живёт птица, в лесу или на открытом месте?
– Какая птица выводит птенцов зимой в сильный мороз? (Клёст)
- Зачем галки и скворцы катаются верхом на коровах, лошадях, овцах? (Добывают личинки насекомых)
- Что птицам страшнее голод или холод? (Холод)
- Перо птицы – чудо природы. Лёгкое и прочное. Самые большие перья на крыльях и хвосте. Перья бывают контурные, они покрывают тело птицы. К ним относятся маховые перья – на крыльях и рулевые на хвосте. Есть ещё нитяные перья – похожие на волоски и пуховые.
Самые пышные перья - у страуса. Самые нарядные – у павлина.
крыле утки гоголя есть особое свистовое перо – оно в полёте свистит. За это утку называют звенящей.
Самые длинные перья у японского петуха анго – дори. Хвост бывает до 12 метров длиной.
На теле у воробья бывает от 2550 перьев, на утке – 1491600, у синицы весной - от 2665 перьев, а осенью – 3041 перо. Без перьев не может прожить птица ни дня. Поэтому они о них так беспокоятся: чистят, перебирают, моют в воде, смазывают жиром, припудривают пылью. Утки, гуси и лебеди разом сбрасывают только перья с крыльев, и какое – то время летать не могут. Большинство же птиц меняют перья постепенно, одни выпадают, другие – вырастают. И только у пингвинов перья выпадают разом, остаётся только пух. И тогда они стоят голышом не двигаются, ни едят, ни поют, пока новые перья у них не вырастут.