1. Вступительное слово учителя.
- Давайте настроимся на работу. Улыбнитесь друг другу. Я желаю вам успешной работы на уроке.
На уроке не зевай! Пиши, думай, отвечай! Сегодня мы проводим урок в форме игры « Что? Где? Когда?». Её цель- выявить знатоков одной из частей речи, а какой, угадайте:
Давно живу я в мире этом Даю названия предметам.( существительное) Посмотрим, что ещё плохо усвоено, над чем надо поработать. Продолжим учиться красиво писать, думать и рассуждать. Талисман игры-сова.
Мудрейшая птица на свете- сова. Всё слышит, но очень скупа на слова. Чем больше услышит, Тем меньше болтает. Ах, этого многим из нас не хватает!
- Что вы знаете о совах? Итак, вращаем волчок.
2. Чистописание. Сектор 1.
Мы получили письмо от героев мультфильма «38 попугаев» ; они предлагают решить пример
( 250:5- 20): 5 + 3=9
- Какая буква в алфавите девятая?
Зз за зо зе зи
Золото добывают из земли, а знания из книг.
-Объясните пословицу.
-Назовите части речи.
-Определите падеж существительных.
3. Повторение. Сектор2
Письмо от Черепахи, которая умеет сочинять песни. Она предлагает вам Блиц-опрос.
-Что называется существительным?
-Какая форма для существительного является начальной? -Как изменяются существительные?
-Сколько падежей в русском языке? Назовите.
- Как определить склонение существительного?
4. Словарная работа. Сектор 3.
Попугай Кеша спрашивает вас: Что страшнее птицам зимой холод или голод? Как нужно заботиться о птицах зимой?
К нашей кормушке прилетели снегири с шифровками, расшифруйте их:
дояга-ягода авонг- вагон
родан- народ стовок- восток
тиранак- картина дазов-завод
сосеш- шоссе деоб- обед
-Какой частью речи являются записанные слова. -Разбейте слова на группы.
- одушевлённые и неодушевлённые;
- собственные и нарицательные;
- 1скл, 2скл, Зскл, несклоняемые.
-
5. Повторение падежей и предлогов. Сектор 4.
Письмо прислал « Рассеянный с улицы Бассейной», он перепутал предлоги всех падежей и предлагает вам задание: угадай падеж, назови предлоги.
1) Мои вопросы КТО? и ЧТО?
Ни с чем не спутает никто.( И.п., предлогов нет)
2) Творите ЧЕМ? Творите с КЕМ?
Я подскажу всем- нет проблем!( Т.П., с, за, под, над, между)
3) Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я смогу сказать?( Д.п., к, по )
4) КОГО? ЧЕГО?- и вот он я!
Предлоги часто мне друзья. (Р.п., от, до, из, без, у, для, около, с, возле, после, вокруг)
5) Со мною случай сложный, Мне без предлогов свет не мил. О КОМ? О ЧЁМ? я расскажу. (П. п, о, об, в, во, на, при,)
6) А я отличников люблю, Для них пятёрки я ловлю. Кого назвать, во что играть, Готов ребятам подсказать.(В.п, в, во, на, за, про, через)
- Хорошо ли быть Рассеянным? А каким надо быть?
6. Музыкальная пауза. Физминутка под музыку.
7. Разбор предложений. Сектор 5.
Письмо из Простоквашино. Дядя Федор и Кот Матроскин просят вас разобрать предложения. Приготовьте памятки.
Пришла зима. Выпал пушистый снег. Он укрыл поля белым ковром.
- Определить падеж существительных (устно).
8. Работа с сигнальными карточками. Сектор 6.
Письмо от Лисы, она обхитрила старика, сбросив всю рыбу с воза, просит вас определить падеж существительного в словосочетаниях:
Ехал старик, лежала на снегу, увидел лисицу, воротник для старухи, хитрая лиса, бросала по рыбке, спрыгнула с воза, собрала рыбу, вильнула хвостом.
9. Новый материал. Сектор О(зеро). Вопрос поступил из Интернета.
- Для чего человеку Интернет? (узнавать новое)
- Сравните по схеме окончания Р.п., Д.п. и П.п
1 скл.
Р.п. – и
Д.п. и П.п. – е
Выполним Упражнение 18 с. 10 по учебнику.
10. Творческая работа. Сектор 7.
- Продолжить рассказ просит вас Кот Учёный, используя начало:
Пришла зима. Выпал пушистый снег. Он укрыл поля белым ковром.
- Чей рассказ вам больше понравился?
11. Письмо по памяти Сектор8..
Страшила и Железный Дровосек прислали Чёрный ящик, открываем, там свернутое напечатанное стихотворение, написать по памяти:
Осторожно ветер из калитки вышел, постучал в окошко, пробежал по крыше.
- Определите падеж существительных.
12. Закрепление. Сектор 9.
Письмо от Незнайки, он так и не понял, когда в окончаниях писать и, а когда е. Объясните ему.
Подошёл к берёзе, бежал по тропинке, стоял у реки, катился с горки, рад синице, иду по лыжне.
13. Подведение итогов урока. Выявление знатоков. Вручение медалей от Совы.