"Ақмола облысы білім басқармасының Бұланды ауданы бойынша білім бөлімінің Макинск қаласының мектеп-гимназиясы" коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение«Школа-гимназия города  Макинск отдела образования по Буландынскому району управления образования Акмолинской области»

Біз әлеуметтік желілерде:

 

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

16.11.2017

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель:    Формирование понятия  арифметической и геометрической прогрессии, вывод 

               формулы п – го члена арифметической и геометрической прогрессии.                   

Задачи урока:             

Образовательные  -  ввести понятие арифметической и геометрической    прогрессии, вывод формул п – го члена.

Развивающие – выработать умения сравнивать математические понятия; находить сходства и различия; умения наблюдать, подмечать закономерности; проводить рассуждения по аналогии.

Воспитательные – содействовать воспитанию интереса к математике; активности, умению общаться.

                                                                                  План урока:

            1. Организационный момент, постановка задачи.

2. Актуализация знаний, устная работа

3. Изучение нового материала.

4. Историческая справка.

            5. Закрепление и составление обратных задач.

               6. Решение ключевых задач.

 7. Домашнее задание.

8.     Итог урока.

                                                             Ход урока.

1.Орг. момент, постановка задачи:

    Тема сегодняшнего урока – определение арифметической и геометрической прогрессии. На этом уроке мы дадим определение каждой прогрессии, рассмотрим какой общий вид они имеют, как их отличить друг от друга; выведем формулы п-го члена для каждой прогрессии и научимся решать задачи на использование данных формул.

2 а.  Актуализация знаний, устная работа.

      Теоретические вопросы    

1)    Дать определение последовательности.

2)    Как называются числа, образующие последовательность?

3)    Как обозначается последовательность?

4)    Какие существуют способы задания последовательности?

5)    Чем отличается аналитический и рекуррентный способы задания последовательности?              

         2 б.  1)  Последовательность хп задана формулой хп = п2. Какой номер имеет член   

                        этой последовательности, если он равен       144?       225?      100?

                        Является ли членом этой последовательности число    48?   49?  168?

                  2) Последовательность uп – задана формулой  uп+1 = 3uп + 1 и u1 = 2. Как назы -                         вается такой способ задания последовательности?                                                               Найти первые  3 члена этой  последовательности.                             

           3. Изучение темы урока.

Пример.

Записать последовательность N чисел, которые при делении на 4

дают в остатке 1.

 5; 9; 13; 17; 21; …

Записать последовательность членами которой являются степени 2 с натуральными показателями.

2; 22; 23; 24; 25; 26; …

 

Каждый член последовательности, начиная со второго равен предыдущему

Прибавлением к нему числа 4.

Умножением этого числа на 2.

 

 

 

Последовательность каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему,      называется  прогрессией.

Число которое   для получения последующего называется  прогрессии.

 

 

Обозначения

an  - арифметическая

bn- геометрическая

прогрессии

d – разность арифметической

 

g – знаменатель геометрической

 

прогрессии

 

                                                            Прогрессия

возрастающая

d

        g

убывающая

d

        0  g

                                                                               Из определения

                   арифметической

               геометрической

прогрессии имеем:

а2 = а1 + d

a3 = а2 + d = (а1 + d) + d = а1 + 2d

a4 = а3 + d = (а1 + 2d) + d = а1 + 3d

а5 = а4 + d = (а1 + 3d) + d = а1 + 4d

b2 = b1 * g

b3 = b2 * g = (b1 * g)g = b1 * g2

b4 = b3 * g = (b1 * g2)g = b1 * g3

 b5= b4 * g = (b1 * g3)g = b1 * g4

an= a1 + (n-1)d

формула n-го члена арифметической прогрессии

bn= b1 * gn-1

формула n-го члена геометрической прогрессии

         4.    Историческая справка

В клинописных табличках вавилонян, как и в египетских папирусах относящихся ко II тысячелетию до н. э. встречаются примеры арифметических и геометрических прогрессий.

 

Египетская задача из папируса Ахмеса:

… раздели 10 мер ячменя между 10 человеками, разность между каждым человеком и его соседом равна 1/8 меры

Задача – легенда:

 Индийский царь III ерам позвал к себе изобретателя шахматной игры, своего подданного Сету, чтобы наградить его

за остроумную выдумку. Сета, издеваясь над царем, потребовал за 1 клетку шахматной доски 1 пшеничное зерно, за вторую - 2 зерна, за третью – 4 зерна  и т.д. Оказалось, что царь не был в состоянии выполнить это скромное послание Сету (т.к. такой урожай можно собрать с планеты площадь которой – в 2000 раз больше Земли).

 

Слово «прогрессия» латинского происхождения, означает «движение вперед» и встречается впервые у римского автора Боэция (V – VI в.в.).

Вопросы к классу:

1.     С какими прогрессиями мы познакомились, дать определения.

2.     Что необходимо знать, чтобы воспользоваться формулой n-го члена арифметической (геометрической) прогрессии?

3.     С какими неизвестными и какого типа можно решать задачи на применение данных формул.

              5.    Закрепление и составление обратных задач.

№1. Последовательность (ап) – арифметическая прогрессия. Найдите а5, если

          а5 = 14, d = 4

а5 = а1 + 4d,

а5 = 14 + 4*4 = 14 + 16 = 30

Обратная задача:

1.     Найти первый член последовательности (ап), если     а5 = 30, d = 4,                                   (ап) – арифметическая прогрессия.

2.     Найти номер члена арифметической прогрессии, если а1 = 14, а5 = 30, d = 4.

30 = 14 + (п - 1)*4

30 = 14 + 4п – 4

4п = 20,  п = 5.

3.     Найти разность арифметической прогрес – сии, если а5 = 30, а1 = 14.

30 = 14 + 4d,

4d = 16,    d = 4.

 

№2. Последовательность (вп) – геометрическая прогрессия. Найдите в5, если

         в1 = 16, g = 2.      

в5 = в1 * g4

в5 = 16 * 24 = 256.

Обратная задача:

1.     Найти первый член геометрической прог – рессии, если в5 = 256, g = 2.

2.     Найти знаменатель геометрической прог – рессии, если в5 = 256, в1 = 16.

256 = 16 * g4

g4 =256/16,     g4 = 16,    g = 2.

 

6. Решение ключевых задач(приложение ).

7.Домашнее задание.

8.Подведение итогов.

                                                                

 

                                                       Приложение.

 

        арифметическая пргрессия(ап)

         геометрическая прогрессия(вп)

№1

Дано: а1 = 15, d = 7.

Найти: а14

Решение:

.

 

Ответ:

№2

Дано: а10 = 126, d = 4

Найти: а1

Решение:

.

 

Ответ:

№3

Дано: а25 = 84, а1 = 12.

Найти: d.

Решение:

 

 

Ответ:

№4

Дано: а2 + а5 – а3 = 10, а1 + а6 = 17.

Найти: а7

Решение:

 

 

 

 

Ответ:

№5

Является ли число 156 членом арифметической прогрессии в которой а1 = 18, а22 = 60.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№1

Дано: в1 = 3,   g = 2.

Найти: в5

Решение:

.

 

Ответ:

№2

Дано: в6 = 160,  g = 2.

Найти: в1.

Решение:

 

 

Ответ:

№3

Дано: в1 = 7,   в5 = 567.

Найти: g.

Решение:

 

 

Ответ:

№4

Дано: в3 + в4 = 36,  в2 + в3 = 18.

Найти: в5

Решение:

 

 

 

 

Ответ:

№5

Между числами 243 и 1 поместите четыре числа, чтобы они вместе с данными образовывали бы геометрическую прогрессию.

 

 

 

 

  Тема урока: «Определение арифметической и геометрической прогрессии. Формула п – го члена арифметической и геометрической прогрессии.»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель:    Формирование понятия  арифметической и геометрической прогрессии, вывод 

               формулы п – го члена арифметической и геометрической прогрессии.                   

Задачи урока:             

Образовательные  -  ввести понятие арифметической и геометрической    прогрессии, вывод формул п – го члена.

Развивающие – выработать умения сравнивать математические понятия; находить сходства и различия; умения наблюдать, подмечать закономерности; проводить рассуждения по аналогии.

Воспитательные – содействовать воспитанию интереса к математике; активности, умению общаться.

                                                                                  План урока:

            1. Организационный момент, постановка задачи.

2. Актуализация знаний, устная работа

3. Изучение нового материала.

4. Историческая справка.

            5. Закрепление и составление обратных задач.

               6. Решение ключевых задач.

 7. Домашнее задание.

8.     Итог урока.

                                                             Ход урока.

1.Орг. момент, постановка задачи:

    Тема сегодняшнего урока – определение арифметической и геометрической прогрессии. На этом уроке мы дадим определение каждой прогрессии, рассмотрим какой общий вид они имеют, как их отличить друг от друга; выведем формулы п-го члена для каждой прогрессии и научимся решать задачи на использование данных формул.

2 а.  Актуализация знаний, устная работа.

      Теоретические вопросы    

1)    Дать определение последовательности.

2)    Как называются числа, образующие последовательность?

3)    Как обозначается последовательность?

4)    Какие существуют способы задания последовательности?

5)    Чем отличается аналитический и рекуррентный способы задания последовательности?              

         2 б.  1)  Последовательность хп задана формулой хп = п2. Какой номер имеет член   

                        этой последовательности, если он равен       144?       225?      100?

                        Является ли членом этой последовательности число    48?   49?  168?

                  2) Последовательность uп – задана формулой  uп+1 = 3uп + 1 и u1 = 2. Как назы -                         вается такой способ задания последовательности?                                                               Найти первые  3 члена этой  последовательности.                             

           3. Изучение темы урока.

Пример.

Записать последовательность N чисел, которые при делении на 4

дают в остатке 1.

 5; 9; 13; 17; 21; …

Записать последовательность членами которой являются степени 2 с натуральными показателями.

2; 22; 23; 24; 25; 26; …

 

Каждый член последовательности, начиная со второго равен предыдущему

Прибавлением к нему числа 4.

Умножением этого числа на 2.

 

 

 

Последовательность каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему,      называется  прогрессией.

Число которое   для получения последующего называется  прогрессии.

 

 

Обозначения

an  - арифметическая

bn- геометрическая

прогрессии

d – разность арифметической

 

g – знаменатель геометрической

 

прогрессии

 

                                                            Прогрессия

возрастающая

d

        g

убывающая

d

        0  g

                                                                               Из определения

                   арифметической

               геометрической

прогрессии имеем:

а2 = а1 + d

a3 = а2 + d = (а1 + d) + d = а1 + 2d

a4 = а3 + d = (а1 + 2d) + d = а1 + 3d

а5 = а4 + d = (а1 + 3d) + d = а1 + 4d

b2 = b1 * g

b3 = b2 * g = (b1 * g)g = b1 * g2

b4 = b3 * g = (b1 * g2)g = b1 * g3

 b5= b4 * g = (b1 * g3)g = b1 * g4

an= a1 + (n-1)d

формула n-го члена арифметической прогрессии

bn= b1 * gn-1

формула n-го члена геометрической прогрессии

         4.    Историческая справка

В клинописных табличках вавилонян, как и в египетских папирусах относящихся ко II тысячелетию до н. э. встречаются примеры арифметических и геометрических прогрессий.

 

Египетская задача из папируса Ахмеса:

… раздели 10 мер ячменя между 10 человеками, разность между каждым человеком и его соседом равна 1/8 меры

Задача – легенда:

 Индийский царь III ерам позвал к себе изобретателя шахматной игры, своего подданного Сету, чтобы наградить его

за остроумную выдумку. Сета, издеваясь над царем, потребовал за 1 клетку шахматной доски 1 пшеничное зерно, за вторую - 2 зерна, за третью – 4 зерна  и т.д. Оказалось, что царь не был в состоянии выполнить это скромное послание Сету (т.к. такой урожай можно собрать с планеты площадь которой – в 2000 раз больше Земли).

 

Слово «прогрессия» латинского происхождения, означает «движение вперед» и встречается впервые у римского автора Боэция (V – VI в.в.).

Вопросы к классу:

1.     С какими прогрессиями мы познакомились, дать определения.

2.     Что необходимо знать, чтобы воспользоваться формулой n-го члена арифметической (геометрической) прогрессии?

3.     С какими неизвестными и какого типа можно решать задачи на применение данных формул.

              5.    Закрепление и составление обратных задач.

№1. Последовательность (ап) – арифметическая прогрессия. Найдите а5, если

          а5 = 14, d = 4

а5 = а1 + 4d,

а5 = 14 + 4*4 = 14 + 16 = 30

Обратная задача:

1.     Найти первый член последовательности (ап), если     а5 = 30, d = 4,                                   (ап) – арифметическая прогрессия.

2.     Найти номер члена арифметической прогрессии, если а1 = 14, а5 = 30, d = 4.

30 = 14 + (п - 1)*4

30 = 14 + 4п – 4

4п = 20,  п = 5.

3.     Найти разность арифметической прогрес – сии, если а5 = 30, а1 = 14.

30 = 14 + 4d,

4d = 16,    d = 4.

 

№2. Последовательность (вп) – геометрическая прогрессия. Найдите в5, если

         в1 = 16, g = 2.      

в5 = в1 * g4

в5 = 16 * 24 = 256.

Обратная задача:

1.     Найти первый член геометрической прог – рессии, если в5 = 256, g = 2.

2.     Найти знаменатель геометрической прог – рессии, если в5 = 256, в1 = 16.

256 = 16 * g4

g4 =256/16,     g4 = 16,    g = 2.

 

6. Решение ключевых задач(приложение ).

7.Домашнее задание.

8.Подведение итогов.

                                                                

 

                                                       Приложение.

 

        арифметическая пргрессия(ап)

         геометрическая прогрессия(вп)

№1

Дано: а1 = 15, d = 7.

Найти: а14

Решение:

.

 

Ответ:

№2

Дано: а10 = 126, d = 4

Найти: а1

Решение:

.

 

Ответ:

№3

Дано: а25 = 84, а1 = 12.

Найти: d.

Решение:

 

 

Ответ:

№4

Дано: а2 + а5 – а3 = 10, а1 + а6 = 17.

Найти: а7

Решение:

 

 

 

 

Ответ:

№5

Является ли число 156 членом арифметической прогрессии в которой а1 = 18, а22 = 60.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№1

Дано: в1 = 3,   g = 2.

Найти: в5

Решение:

.

 

Ответ:

№2

Дано: в6 = 160,  g = 2.

Найти: в1.

Решение:

 

 

Ответ:

№3

Дано: в1 = 7,   в5 = 567.

Найти: g.

Решение:

 

 

Ответ:

№4

Дано: в3 + в4 = 36,  в2 + в3 = 18.

Найти: в5

Решение:

 

 

 

 

Ответ:

№5

Между числами 243 и 1 поместите четыре числа, чтобы они вместе с данными образовывали бы геометрическую прогрессию.

 

 

 

 

 

Просмотров: 570


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст