16.11.2017
В течении учебного года в школе – гимназии проходит интеллектуальная игра «Лидер», в которой принимают участие учащиеся с 3 по 10 классы.
Интеллектуальная игра проходит в три этапа: первый этап – отборочный тур, на котором определяются участники игры между параллелью (с каждого класса по 5 учащихся), на втором этапе определяются ребята, участвующие в финальной игре (с каждого класса по три участника), и на третьем этапе определяется лидер школы – гимназии каждого звена.
Интеллектуальная игра «Лидер» расширяет круг изучаемых на уроках понятий. Создает условия для развития у учащихся познавательных интересов, формирует стремление к размышлению и поиску, вызывает чувство уверенности в возможностях своего интеллекта. Ребята, принимающие участие в данной игре, занимаются самообразованием читают, много дополнительной художественной и научной литературы.
Материал, предлагаемый для проведения интеллектуальной игры, разнообразен: это вопросы из области литературы, языков, истории Казахстана, всемирной истории, географии, математики. А также в программу включены нетрадиционные рубрики: «Все обо всем», «Животный мир», «Растительный мир», «Загадки – шутки», «Забавная анатомия» и т. д., данные рубрики являются для ребят наиболее интересными, т. к. именно здесь раскрывается их кругозор.
Целями игры являются:
· Формирование и развитие различных видов памяти, воображения, внимания, а также мышления: умению адаптировать внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанно строить свою деятельность по достижению цели (самореализации) и оценивать собственную деятельность и ее результаты (рефлексия).
· Формирование общих способностей искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
· Применение полученных знаний в разнообразных меняющихся условиях.
Для достижения вышеперечисленных целей ставятся следующее задачи:
· Способствовать формированию у школьников особенностей познавательной деятельности, развитие творческих и интеллектуальных способностей.
· Формирование человека с высоким интеллектуальным уровнем.
· Создание условий для ранней профориентации учащихся.
· Воспитание гуманной, творчески активной личности.
Игра «Лидер».
Вопросы отборочного тура 4 класс.
Познание мира.
- Освоение огня и производство орудий труда привели к появлению на Земле… кого? (человека прямоходящего).
- Что сыграло решающую роль в процессе превращения человека умелого и прямоходящего в человека разумного и современных людей. (Труд)
- Издревле одним из важных способов изучения окружающего мира является? (Наблюдение)
- Чудес света семь, до нашего времени сохранилось лишь одно из этих творений человека. Что это? (Пирамиды – гробницы древних египетских царей – фараонов).
- В каком полушарии Земного шара находится материк Антарктида? (В южном полушарии Земного шара).
- С помощью чего определяются стороны горизонта? (Компас)
- Какое место в мире занимает Казахстан по площади? (9 место в Мире).
- Самые высокие горы на территории Республики Казахстан это? (горы Алтай и Тань - Шань).
- Каменный уголь – это …..(Это затвердевшая масса окаменелого растительного материала).
- Самое распространенное нерудное полезное ископаемое это? (Соль).
Литература.
- Миф – это… (Миф – это сказание, передающее представления древних людей о происхождении жизни на Земле, явлениях природы, отношениях богов и людей, о подвигах героев).
- Борьба Ра с Апопом это миф, какой древней культуры? (Мифы древнего Египта)
- Герой, какого произведения получил прозвище «правдивого»? (Легенды Шотландии, Томас Лермонт).
- Кто является автором стихотворения «Утес»? ( Михаил Юрьевич Лермонтов).
- Небольшое произведение, чаще всего в стихах, в котором содержится поучение или осуждение плохих поступков или отрицательных качеств – это… ( Басня).
- В чем идейный смысл стихотворения «Дед Мазай и зайцы»? (Спасать и защищать животных, не причинять вред окружающей среде).
- Источником творчества А. С. Пушкина является - …? (Устное народное творчество).
- Будут зачитаны отрывки из произведений, ваша задача отгадать, как это произведение называется. 1. «И он стал учить ее разным наукам. В первый урок она училась стоять и ходить на задних лапах, что ей ужасно нравилось» («Каштанка» Антон Павлович Чехов). 2. «Но вот, что удивительно: с того дня пропала моя страсть к охоте, и я уже не думал о том времени, когда отец подарит мне ружье!» («Перепелка» И. С. Тургенева). 3. «Однажды, сидя у моря, он поднял глаза в широкое небо и подумал: «Нет для меня пути по морю, но вот небо открыто для меня» («Дедал и Икар» мифы древней Греции).
Русский язык.
- Важнейшее средство общения людей это? ( Язык).
- Замени одним словом: машина для перевоза молока? (молоковоз); любитель книг? (книголюб); машина, которая приводит в порядок газоны, аккуратно подкашивая траву (газонокосилка).
- Как изменится смысл предложения «Берега заросли», если впереди поставить предлог у? (У берега заросли (кусты); берега заросли – покрылись растительностью).
- Каких слов в русском языке больше: которые начинаются с гласных или которые начинаются с согласных? (С согласных)
- Сколько слов исключения встречаются во фразе: «Цыган подошел на цыпочках к цыпленку и цыкнул на него «Цыц!» (5 слов исключения).
- Образование новых слов с помощью приставок и суффиксов это…(Словообразование).
- В каких словах нужно писать разделительный твердый знак? Набор слов: съехать, разучить, съесть, сесть, съежиться, вьюнок, разъяренный, вьюга, подъезд, съемка, срезать, отъехать, подъем, отутюжить, обучение, объявления, предъявить, придвинуть, сузить (10 слов).
- С какой частью речи никогда не употребляются предлоги? ( С глаголами).
- Назови два слова, в которых бы одновременно встречались Ъ и Ь знак ( Подъедешь, разъяснить и т. д.)
- Текст – это ….( Текст – это два или несколько предложений, связанных по смыслу. Текст бывает устным или письменным. Текст имеет заглавие, тему).
Математика.
- Катя старше Веры, Лена моложе Тани, Вера старше Ани, а Катя моложе Лены. Самая младшая из них …(Аня самая младшая).
- Сколько десятков в трех сотнях и шести десятках? (Если в одной сотне 10 десятков, значит в 3-х сотнях 30 десятков да еще 6 десятков, получается 36 десятков).
- Дуб на 180 лет старше березы и на 3 года моложе сосны. Какое дерево самое старое? (Сосна).
- Я задумала однозначное число, приписала такую же цифру, отняла 17 и получила 60. Какое число я задумала? (77)
- На тарелке лежат сливы, Юля взяла половину всех слив, а Даша остальные 4 сливы. Сколько слив было на тарелке? ( Было 8 слив).
- Пример 16 + (18-12) какое правило нужно знать, чтобы правильно вычислить? (Действие в скобках выполняется первым).
- Как с помощью гирь 10 кг, 5 кг и 2 кг отвесить 3 кг крупы? Разрешается произвести одно взвешивание, используя все гири (На одну чашу весов – гирю 10 кг, на другую чашу – 5 кг, 2 кг и пакет крупы, пока не будет равновесия).
- Прямоугольный параллелепипед, все ребра которого равны, называется…… (Кубом).
- Сумма двух чисел равна 330. когда в большем числе отбросили справа один нуль, то числа оказались равны. Какие это числа? (300 и 30)
- Чтобы попасть на стадион и посмотреть игру на кубок Дэвиса, двум папам и двум сыновьям понадобиться всего три билета. Как это может быть? (Было три человека: дедушка, отец, и сын).