Классный час «Что в имени твоём»
Познавательно-конкурсное мероприятие.
Цели:
-познакомить учащихся с историей появления имён, значением и происхождением своего имени;
-вызвать эмоциональное стремление к поисковой работе над происхождением и расшифровкой имён друзей и близких;
-развивать индивидуальные творческие способности детей, любознательность и самостоятельность.
Ход урока:
1.Психологический настрой.
- Закройте глаза. Мысленно пошлите сердечное тепло друг другу, нашим гостям, которые отложили свои важные дела, нашли время, чтобы посмотреть, чему мы научились, как повзрослели и поумнели.
Пожелайте себе мысленно удачи, мысленно скажите: «Пусть у меня всё получится».
Вы очень красивы сейчас, красивыми вас делают красивые и добрые мысли. Молодцы. Откройте глаза.
- Отгадайте загадку: что принадлежит вам, однако другие пользуются этим чаще, чем вы? (имя)
2.Об искусстве давать имена.
1 ведущий.
Говорят, когда человек рождается, на небе загорается звезда, которая определяет его судьбу. Влияет на характер и судьбу человека и созвездие, под которым он родился. И, конечно же, большое значение имеет имя, которое дают родители ребёнку при рождении. Сегодня - праздник наших имён.
Учащиеся исполняют песенку: Мы вас приглашаем
На праздник чудесный
В мир удивительный и интересный
В сказочный город историй фамилий
И не забудем, конечно, про имя.
Припев: Наши звонкие имена
Пусть услышит ветер
Наши звонкие имена
Вам развеют грусть
Наши звонкие имена
Пусть запомнят дети
Наши звонкие имена (2раза)
2 ведущий
- Ребята, как вы думаете, что обозначают эти слова КИМ, ОКТЯБРИНА, ВЛАДЛЕН?
После революции 1917 года люди хотели в именах своих детей отразить эпоху, поэтому появилось много новых имён Ким (сокращение: коммунистический интернационал молодёжи), Октябрина, Социал, Владлен (Владимир Ленин).
Многие не выдержали испытания временем. Самые редкие и неблагозвучные: Лагшмивар (лагерь Шмидта в Арктике), Цас (центральный аптечный склад), Даздраперма (да здравствует 1 мая), Электрик.
3 ведущий
Древние русские имена разнообразны. Часто они служили характеристикой людей, имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить среди родственников. Часто, когда в семье рождался первый ребёнок, ему давали имя Первак. Имя могло даваться по внешнему виду человека: Черныш, Чернавка - по цвету волос, Мал за малый рост. Имя могло отражать черту характера или поведения (Добр, Храбр, Смеяна, Умник), время рождения в году (Зим, Вешняк, Мороз), профессию (Шуба, Ложка, Пушка). Давались имена, связанные с животным и растительным миром: Волк, Кот, Трава.
Известный археолог Арциховский сообщил, что в древнем Новгороде жила семья рыбаков. Отец носил фамилию Линёв (от рыбы линь). У Линёва было 4 сына. Он оказался человеком без юмора и назвал всех сыновей «по-рыбьи»: Сом Линёв, Ёрш Линёв, Окунь Линёв, Судак Линёв.
4ведущий
В античные времена Платон, Аристотель и многие их современники бурно обсуждали вопрос о том, кто имеет право давать имена. Эта проблема существует столько же тысячелетий, сколько и всё говорящее человечество. Во многих именах до сих пор сохраняются очень сложные ритуалы наречения: имя ребёнку даёт только отец или старший представитель его рода, использовать это имя могут лишь ближайшие родственники.
Давать имя - действительно тонкое искусство. Нужно ли знать значение имени? Неплохо бы Важно ли, чтобы оно было благозвучным? О, да!
3.Сценка.
Вечер. У костра сидит один из старейшин индейского племени и рассказывает маленьким мальчикам об истории их народа.
- Это было в тот год, когда храбрый вождь Быстрая Стрела напал на форт, построенный бледнолицым, и сжёг его дотла...
- Прости, Могучий Гризли, а почему у бледнолицых такие красивые имена: Рональд, Уильям, Элизабет, а у нас такие нелепые? - спрашивает его один из мальчиков.
- Почему нелепые? Разве не прекрасно имя твоей матери - Весенний Цветок? Или имя твоего отца - Быстроногий Олень? Они прекрасны, как мир, в котором мы живём. Мы, индейцы, называем людей именами вещей, растений и животных, на которые эти люди немного похожи. Понял, Грязный Зад? И больше не перебивай меня, пока я не закончу эту историю!
4.Что в имени твоём?
1 ведущий.
С тех пор прошло много времени, и сейчас имена у людей более современные.
• Ребята, а вы знаете, сколько в нашем классе разных имён? (20)
• Как вы относитесь к своему имени? Поднимите руку, кому оно нравится? Кому не нравится?
Очень многие из распространённых в нашей стране имён пришли из других языков, поэтому почти каждое имя имеет своё значение. Давайте послушаем рассказы одноклассников, что они узнали о своём имени и заполним на доске словарь имён.
1 группа. Ксения –гостеприимство
Каринэ - прекрасная
Марина - морская
Мадина - культура
Евгения - благородная
Хава - Ева, жизнь
Алия - высокая, прекрасная
2 группа. Артур - медведь (кельтское)
Сергей - ясный, высокочтимый Михаил - кто как бог
Виктор - победитель
Владислав - владеть славой
Николай – победитель
Никита - победитель
2ведущий. В нашем классе есть ещё необычные имена:
3 группа: две Дарьи - обладающая
три Анастасии - воскресшая
две Екатерины - чистота
две Валерии - быть здоровой
- Как называются одинаковые имена? (тёзки).
Роман и Римма - тоже тёзки, т.к. Роман - римлянин, Римма - тоже римлянка.
5.Конкурс «Аукцион знаменитых тёзок».
Кто больше нашёл своих тёзок, известных всем?
6.Викторина «Кого как зовут?»
1)Назовите имя девушки, которая боялась очень жаркой погоды? (Снегурочка)
2)Назовите имя и фамилию поэта, определившего цвет носа у Мороза? (Николай Некрасов)
3)Имя самого высокого милиционера Москвы? (Степан)
4)Как ещё можно назвать бегемота? (Гиппопотам)
5)Как называл своего друга англичанин, проживший на необитаемом острове 20 лет 2 месяца и 19 дней. (Пятница)
6)Имя Маугли в голливудском варианте? (Тарзан)
7)Как звали мальчика, который однажды вечером, сидя на лавочке, «качал ногой», когда ему и его друзьям «делать было нечего»? (Николай)
8)Как зовут ребенка, у которого папа осел, а мама кобыла? (Мулл)
9)Как звали капитана, дети которого отправились на его поиски по всему свету (Грант)
10)Имя и фамилии артиста, герой которого «поскользнулся, упал, потерял сознание, очнулся - гипс» (Ю. Никулин)
11)Как звали соперника Буратино по сердечным делам? (Пьеро)
7.Игра «Узнай кто это?»
С доски убирается имя, остается значение. По значению узнай имя.
8.Итог.
• Каждый написал, как бы он хотел, чтобы его называли ребята.(по цепочке дети читают на бейджиках ласковые имена товарища)
- Ребята, а чье имя самое лучшее, самое красивое? Объясните, пожалуйста, смысл поговорки: «Не имя красит человека, а человек имя»
• Действительно, человека в большей степени красят его добрые дела и поступки. Очень хочется, чтобы на нашей планете было больше добра, улыбок и счастья.